А вы задумывались когда-нибудь, кто был самым большим мастером иллюзии в живописи? Нет, это не Сальвадор Дали и не наш современник. Это уроженец Милана, живший в 16 веке, Джузеппе Арчимбольдо. Забавно, но обычные работы Арчимбольдо (традиционные пасторальные сцены) канули в лету, а вот его портреты, составленные из фруктов, растений, рыб и прочих элементов натюрморта, в течение долгого времени были предметом восхищения и подражаний. Дань уважения к его творчеству была настолько велика, что даже несколько веков спустя сюрреалисты будут считать Джузеппе Арчимбольдо «своим».
Джузеппе Арчимбольдо был придворным художником во времена правления габсбургской династии во второй половине 16 века. Большую часть своей жизни художник провел между Веной и Прагой, где курировал работу императорской Кунсткамеры. Именно там и в это время была создана большая часть его полотен в стиле портретного натюрморта или натюрмортного портрета. Его оригинальные портреты полностью сложены из таких объектов, как фрукты, овощи, цветы, рыбы, книги и т.д. Джузеппе никогда не использовал случайные элементы, каждый объект имел символическое звучание в картине. Его богатое воображение безошибочно подсказывало ему как скомпоновать объекты, в результате чего они гармонично складывались в читаемые портреты.
К примеру, для создания картины «Библиотекарь» Арчимбольдо использовал предметы, отражавшие книжную культуру той эпохи (занавески, разделявшие кабинеты, книги, закладки и пр.). Художнику удалось показать природу и человека, причем не по отдельности, а в тесной связи друг с другом.
Джузеппе Арчимбольдо создавал также и придворные портреты. Одним из шедевров можно считать поясной портрет Рудольфа II в образе Вертумна (древнего бога времен года и растительности), написанный им в последние годы жизни. На полотне в большом количестве представлены разнообразные плоды и цветы, искусное переплетение которых не мешает видеть портрет и, самое главное, образ.